Российские компании в мае прекратят экспорт нефтепродуктов с целью насыщения внутреннего рынка. Однако это решение коснется только бензина. Об этом заявил исполняющий обязанности замминистра энергетики Сергей Кудряшов после селекторного совещания, посвященного ситуации с дефицитом нефтепродуктов в ряде регионов страны. Он также сообщил, что в ближайшее время в России возможна определенная коррекция цен на бензин. Они могут вырасти на 5 процентов, сказал Кудряшов. Ранее на этой неделе премьер-министр РФ Владимир Путин дал задание всем компетентным ведомствам РФ доложить о причинах возникшего в некоторых регионах России дефицита на рынке топлива. Как сообщил пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков, глава правительства поручил "руководителям всех соответствующих ведомств незамедлительно провести тщательный мониторинг ситуации" для того, чтобы "в самые сжатые сроки сформулировать и реализовать перечень необходимых мер по нормализации ситуации на рынке топлива". С чем связан дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке, в интервью "Голосу России" рассказал старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. - Это решение вызвано дефицитом бензина в стране. Он уже охватил 20 регионов. Во многих городах не работает общественный городской транспорт и топливо дорожает. Почему у нас возникли такие топливные проблемы и как скоро их удастся решить? - Одна из основных проблем - это то, что мы видим сейчас. Цены на мировом рынке на нефть очень сильно поднялись, а наши нефтяные компании всегда ориентировались на внешний рынок и всегда выбирали, куда выгоднее поставить нефть и нефтепродукты. Либо на внутренний рынок, либо на внешний. Соответственно сейчас, когда цены на нефть стали динамично расти, экспортные поставки стали более выгодными, чем поставки на внутренний рынок, и в результате мы увидели, что экспорт стал увеличиваться. Это хорошо видно за последний месяц, он практически вырос двукратно. И в определенных регионах возникла проблема - дефицит бензина и топлива. Это последствия той модели, которая действует на рынке с действующей системой пошлин и тем, как компании подстраивают под себя, как им удобнее. - Можно ли говорить о том, что топливный дефицит спровоцировали нефтяные компании, которые утверждают, что государство искусственно сдерживает цены на бензин, и не является ли небольшое повышение стоимости цен на бензин неким компромиссом государства и участников рынка? - Очень сложно говорить. Понятно, что это напрямую ответственность все-таки нефтекомпаний. Одна из версий кризиса - это то, что было устное распоряжение наших властей, в том числе премьер-министра Путина о том, чтобы нефтяные компании ограничили рост цен. Но здесь, с одной стороны, это ограничение привело к тому, что они решили ограничивать объем поставок, держат цену, но ограничивают объем поставок. Если посмотреть с другой стороны, то сейчас компании очень хорошо себя чувствуют в плане того, что они могут нефть и мазут поставлять на внешний рынок. Это существенно большие деньги, чем это было в прошлом году и уже тем более в позапрошлом. И фактически у них там очередной золотой дождь. И в принципе они могли бы пойти на какие-то уступки на внутреннем рынке, а не создавать эту ситуацию опережающего роста цен. В любом случае у них доходы складываются из экспорта и из реализации на внутреннем рынке, и они могли бы, скажем так, пойти на определенные уступки на внутреннем рынке, где у них ситуация лучше, чем на внешнем. - Несмотря на решение увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, в Министерстве энергетики утверждают, что цены на бензин могут вырасти на 5 процентов. Можно ли избежать этого повышения и будет ли оно последним? - Теоретически, наверное, сейчас так или иначе придется повысить цены. С другой стороны, это повышение не критично, но фактически выливается в рубль-полтора за литр. Оно в общем-то не окажет серьезного воздействия на благосостояние потребителей, либо на какой-то информационный разгон. Это не такая большая величина. - Но есть ли уверенность в том, что дальше цены не будут расти? - Скорее всего, после очередного скачка будет достигнут некоторый компромисс. Дальше, возможно, будет снова пересматриваться налоговый взгляд на то, что делается с сектором. В последние месяцы у нас действует новая система по обложению пошлин, которые призваны увеличить экспорт сырой нефти, а не продуктов переработки. А так главное в том, наверное, чтобы увеличился объем производства внутри страны и стимулировать компании к более быстрому вводу новых мощностей. Сейчас мы видим, государство активно поддерживает покупку новых автомобилей, программу утилизации. И в принципе рынок довольно и без этой программы за счет иномарок активно растет. Автомобили выходят на рынок, они хотят, естественно, новый бензин, причем довольно высококачественный, а наши производители не спешат за этим спросом. - Высоких цен на бензин не будет? - Здесь сложно говорить, будут или не будут. Наверное, будет плавный рост, а не скачкообразный. Скорее всего, мы будем это наблюдать, от этого никуда не уйти. - Как отразится прекращение экспорта нефтепродуктов на мировом рынке? Могут ли Россию обвинить в нарушении обязательств, приведет ли это к судебным процессам и готова ли к ним Россия? - Нет. Речь идет только об экспорте бензина и о меньших объемах дизельного топлива. А здесь объемы очень скромные. Допустим, в 2010 году Россия поставила на экспорт 3 миллиона тонн бензина. Это фактически ничего не значащие объемы для Европы и соседних стран СНГ, куда мы это поставляем. Рынок фактически не заметит этого, и российские поставки могут быть замещены массой других производителей. Здесь не стоит ожидать каких-то серьезных проблем. Это и маленькие объемы, и по деньгам тоже довольно небольшие суммы, которые не являются критичными для наших компаний. В последние два года эта сумма не превышала двух миллиардов долларов - эта сумма не настолько весома на этом рынке. http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/no_program/49589698.html |