> Многие годами ездят и даже не подозревают (а то и знать не хотят) о том, что высоковольтные провода могут быть "по рождению" пригодными и некудышными. Но обязательно наступает момент, когда они "набьют шишки" о пропавшую искру, зверский "аппетит" мотора и прочие неприятности. Автор: Иван КСЕНОФОНТОВ Александр ЛЕБЕДЕВ ЦЕНА ВОПРОСА Оговоримся сразу, владельцы "совкоциклов" и иномарок должны по-разному выбирать провода. Первым (их большинс- тво) проще на их мотоциклах проводов мало, ведь максимальное число цилиндров один-два. Конструкция колпачка со "штопором"(подробнее о колпачках еще пойдет речь) позволяет использовать практически любой провод, если он длинный, достаточно его укоротить. Другое дело - иноземные байки: цилиндров много, бобина подчас спрятана черт-те где, а если еще и пользуетесь на ходу мобильными телефонами или слушаете музыку из магнитолы, то нужно подумать о том, чтобы не возникали радиопомехи. Если вы владелец секонд-хэнда почтенного возраста, то жди "засад" от уставших за десятилетие (а то и два) проводов. Плохо верится в то, что добрые дяди - предыдущие хозяева - поменяют кабели перед продажей. Цена проводам копейки (конечно, не буквально, а относительно цен на другие детали). Но именно мотоциклетных высоковольтных проводов очень мало. Так что отправимся на автомобильный рынок. ШОПИНГ- ПРАЗДНИНГ От обилия названий фирм рябит в глазах, но немного освоившись, вы начнете различать их по конструкции (см.фото). Все провода делятся на две группы, в зависимости от типа токопроводящего сердечника: «классические» с металлическими жилками в сердцевине (это наиболее дешевый вид проводника), и с «угольным шнуром» (их еще называют «с рези-стивным сердечником»). Второе деление - по типу изоляции. Применяют различные виды термополимеров (пластиков) и силикон. Силиконовые обладают таким достоинством: они сохраняют изолирующие свойства при высоких температурах. Провода различают и по способу их заделки в колпачок и катушку зажигания. Это важно, так как, меняя провод, мотоциклист чаще всего хотел бы использовать все штатные детали. Каким испытаниям подвергнем высоковольтные провода? Порядок экспертизы нам предписывает закон - российский ГОСТ 28827-90. ПО ПРОБОЮ, ПО РАЗРЯДУ Согласно требованиям стандарта изоляция провода обязана выдержать не менее 40 000 В. Сразу о результате: все «сообщество испытуемых» прилежно выдержало напряжение. Разумеется, испытание проводилось на специальном стенде. Далее проверили, как каждый образец передает разряд от катушки зажигания к свече. Лабораторным оборудованием был задан разряд длительностью 1,8 миллисекунды, ток разряда - 80 мА. Провода, показавшие на выходе 1.6 мс и 75 мА. получают оценку «хорошо». Если показатели выше, «отлично», «удовлетворительно» при значениях 1,3 мс и 70 мА. Все, что ниже. - «двойку». Но такой отметки никто не удостоился, хотя качество «связи» у испытуемых различалось. Прокомментируем результаты. Все типы проводов с многожильным сердечником -№ 1, 7 и 8. практически не имея сопротивления, «сигнал» передали полностью. Их резистивные «собратья» в зависимости от уровня сопротивления сердечника снизили длительность и амплитуду импульса. Однако утверждать, что, например, «хорошист» МСМ лучше «троечника» Hi-Temp, можно только с оговоркой. Если для вас важно качество звучания установленной на экипаже «музыки» или четкость работы мобильной связи, то именно № 4, 5 и б надежнее остальных ликвидируют помехи от работы зажигания. Правда, при этом несколько ухудшается динамика аппарата. «Ухудшается» с оговоркой: разницу сможет почувствовать только опытный пилот, на исправном моторе она весьма незначительна. Если же движок давно «просит» переборки и компрессия близка к нулю, то лучше отечественных «безымянных» проводов, да с колпачком без сопротивления и не придумать. Но о прибытии домой «милого дружка» родные и близ- кие будут узнавать по искажениям и помехам картинки телевизора. В ЖАРУ И СТУЖУ Провели мы испытуемых и через климатические тесты. А как же: Россия - страна температурных контрастов: летом +30 не редкость, а в зоне мотора и все 80 градусов. Зимой возможны те же 30, только «холодные». Почему говорим о стуже? Не вся мототехника зимой уходит в отстой - снегоходы наоборот только тогда и оживают. ATV обычно и не прерывают сезон. Всем хорошо известно, что в спячку не впадают и многие «колясочники». Как чувствуют себя провода в этом интервале температур? Самыми мерзлявыми оказались № 8 и 9 и Kurabe. «Японец» задубел при - 20°С. «Наши» начали каменеть при минус десяти. Такой мороз их характеристики не ухудшил - дело в другом: попытка согнуть замерзшие «шнурки» может привести к поломке изоляции. Силиконовым № 1-6 стужа нипочем. Как и жара: все эти провода сохранили исходные электрические и механические свойства. Чего не скажешь о № 8 и 9: при +50" они потеряли «упругость». Это не криминал, но долго ли расплавиться проводу, если он провиснет и ляжет на раскаленный цилиндр? | «ШТОПОР», КОНТАКТЫ «Насаживаем» разные виды проводов на контакты реальных мотокатушек и колпачков. Проверяем, не нарушится ли проводимость сердечников кабе- лей. На первый взгляд, все провода повели себя прилежно, параметры разрядов совпали с предыдущими замерами. Но так было,пока провода не шевелили. В ГОСТе прописан такой тест: усилие расчленения клеммы и провода должно быть не менее 6 кг. Точно так же проверяется и надежность «штопорного» соединения. Что ж, следуем предписанию, и вот результат. Дерганья не выдержали одножильные провода № 9: потянули их разок - и мощность разряда упала на 30%. Делаем вывод: когда проводник один и тонюсенький, при тряске мототехники высока вероятность нарушения контактов «колпачок-провод-катушка». Такие кабели нам не годятся, и от прохождения дальнейших испытаний мы их отстранили. Напомним, силиконовые провода допущены к экспертизе в комплекте со своими свечными наконечниками. Потянули и за эти клеммы. Полный порядок: при усилии 6 кг и более с кабелями они не расстались и проводимости не нарушили. Наибольшее усилие (свыше 8 кг) выдержали армированные провода - те, что с дополнительной «оболочкой» между слоями изоляции. Возьмите их себе на заметку, любители «поэндурить». На этом ГОСТ можно закрыть - перейдем к практике. «ГРЯЗНЫЙ» ТЕСТ В реальных условиях эксплуатации провода контактируют с влагой, а порой и маслом. Проверим, как они влияют на надежность «связей». Поочередно установили испытуемых на мотоцикл и отправили кататься по бездорожью. Критиковать оказалось некого! Даже покрывшись коркой гря- зи, все сохранили безупречную передачу разряда. Полили эту «кашу» моторным маслом и опять утечки искры не обнаружили. Наверняка, среди читателей найдутся те, кто скажет, что № 8 с «плас- тиковой» изоляцией не «выживает» в подобных условиях. | Он, в случае чего, может током врезать, и показать, что такое «северное сияние». Объясним, отчего это происходит. Дело не в плохой изоляции, а в потере герметичности сочленений проводки. Резиновые уплотнители прилегают к пла- стику хуже, чем к силикону. Напомним, проникающая к контактам грязь токопроводна. Своевременно очищайте эти участки и утечек не будет. Конеч- но, это дополнительные хлопоты, но они стоят того: не забывайте, что № 8 в пять раз дешевле силикона. Выводы: за исключением разновидности № 9 все перечисленные высоковольтные провода вполне совместимы с системами зажигания мототехники. Как наиболее надежные и превосходящие по качеству оригинал №6 (Kurabe) выделим многожиль- ный кабель №1(Silicon Copper). Станете менять провода вместе с колпаком, отдайте предпочтение армированным, т.е. самым устойчивым к повреждениям силиконам. Но не пренебрегайте дешевым кабелем №8, хотя вам и придется регулярно контроловать состояние «гигиены» такой «связи». ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ Силиконовые кабели перечисленных фирм не подделывают. «Левые» дельцы наживаются на них другим образом: берут фирменный провод, на него безобразно плохо «нашлепывают» клеммы и свечной наконечник. Передача разряда ухудша- ется раза в полтора. Как распознать «левака», скрытого под «дорогим» именем, указано на фото. Прежде чем приобретать провод, ознакомьтесь со «штопорами» катушки и свечного колпачка вашей техники. Порой на импорте они столь миниатюрны, что обеспечить надежный контакт с углеволоконным сердечником невозможно. Для такой «иголки» годится только проволочный многожильный кабель. Для винтовых соединений он тоже обязателен. Меняя провод вместе со свечным колпачком на резистивный кабель с автомобильным наконечником (без сопротивления), подберите его длину так, чтобы он имел показатель не менее 3-5 кОм. Убедитесь, что колпачок соответствует диа- метру изолятора свечи 10 или 12 мм. На токовод свечи обязательно накрутите контактную бобышку. Редакция благодарит за содействие в проведении экспертизы: Кафедру автотранспортных двигателей МАМИ. Сотрудников отдела аппаратов зажигания НИИАЭ Отдел главного конструктора Московского завода АТЭ-2.
Источник: http://baiker22-moto.narod.ru/stati/s.dnepr/s.visok.provoda.html |