Совершенно случайно, на втором курсе университета, я увлекся мотоциклами. Как сейчас помню, желаний тогда было много, но ''хочу мотоцикл'' доминировало над всем, и не давало спокойно спать. Денег — ноль, и представлений, на чем хочу ездить — тоже никаких. Наверное, по этим причинам, в мои руки попал именно мотоцикл ''Минск'', в абсолютно разобранном и убитом состоянии. Размышлений о том, как собирать, не было: обязательно что-то похожее на чоппер, причем, на достаточно высоком творческом уровне. Потом последовали годы мучительных творческих поисков и аккумулирования и без того ничтожных финансовых ресурсов. Скажу честно, поначалу больше думал, чем делал, искал и постепенно покупал необходимые комплектующие. Черпал из печатных изданий необходимые знания и определение самой идеологии ''чоппер''. Именно тогда понял, что аппарат в чистом понимании этого термина построить не удастся. Друзей или знакомых, которые бы занимались переделками мотоциклов, у меня не было, поэтому все пришлось додумывать самому. Некоторые люди (далекие от мототехники в частности, и творчества в целом) крутили пальцем у виска, когда узнавали о суммах, потраченных на ''Макаку''. А вообще, я благодарен судьбе, что дала возможность не бросить мечту, и хотя бы раз воплотить то, что придает истинного смысла моей жизни. Не думаю, что смогу когда-нибудь забыть те последние недели работы над мотоциклом, когда все было выкрашено и отхромировано, и дело оставалось только за сборкой. Свое внутреннее физическое и психологическое состояние могу сравнить только с чувством абсолютного счастья и, если хотите, болезненной ненормальной эйфории. Мир казался неповторимым и прекрасным. С того момента уверовал в где-то и когда-то услышанную фразу: ''Человек приближается к богу лишь тогда, когда творит''. Всем и каждому хочу искренне пожелать тех же ощущений, переживаний и счастья. Техническая часть То, что переваривать раму необходимо, сомнений не вызывало. Однако точки крепления вилки и маятника не трогал, так как доступа к стапелю не было, да и усложнять процесс до безобразия тоже не хотелось. Под нож (по-простому — "болгарку”) попала подседельная часть рамы, подножки водителя и задние подножки для пассажира, мелкий крепеж боковых ящиков и воздушного фильтра, кронштейны крепления бака, ограничитель поворота вилки. Верхние трубы рамы, образующие основу для сидения, сместил ниже из двух соображений: во-первых, по стилю сидение должно быть как можно ниже, во-вторых, бак от Явы "старушки'' каплеобразной формы немного длиннее. Мотоцикл сделал одноместным. Уж очень он мал и слаб для двоих, как по мне. Переднюю вилку поставил от ''Восхода'' — дешево, мягко и немного длиннее, чем у Минска, что как раз применимо по стилю. Задние амортизаторы — от мотоцикла ''Иж'', точки их крепления самодельные и отличаются от оригинала. Переднее крыло вырезал из заднего, "минского”. Заднее — от Явы "старушки'' — изрядно порезанное и немного доваренное. Конечно, не нравилось в отечественных мотоциклах большое расстояние между задним колесом и крылом. Именно поэтому решил прикрепить его не к раме, а непосредственно к маятнику. Кронштейны крепления заднего крыла и переднюю мачту с подножками и педалями по моим чертежам изготовили на местном заводе. На баке энное количество шпатлёвки. Дело в следующем: сверху, через всю продольную длину бака проходит металлическая полоса, выступающая над общей плоскостью (видимо, таков технологический процесс сваривания двух половинок бака), что, на мой взгляд, очень его уродует. Не придумав ничего лучшего, решил зашпатлевать эту самую полоску. Вместо фары — автомобильные галогенки: красиво, но не очень функционально. Глушитель поначалу хотел сделать по принципу разделения резонатора и глушащего элемента. Правда, потом пожалел денег (а деньги за такую систему просили немалые) и удовлетворился старым глушителем от ''ЧЗ''. С двигателем отдельная история. По моим представлениям, он должен работать не просто хорошо, а очень хорошо. Я такой работы, к сожалению, ему обеспечить не мог. Обратился к картингистам. Ограничились мелким поверхностным тюнингом (если можно так сказать). Слегка расточили впускной и выпускной канал, увеличили степень сжатия под 95-й бензин. Самостоятельно изготовили поршень с одним стальным и очень тонким кольцом. Ресурс такой поршневой, безусловно, ниже в сравнении с заводской. Конечно, после этих мелких доработок мой ''Минск'' Явой не стал, и максимальная скорость не увеличилась, но зато на разгоне чувствую себя намного увереннее. Да и от тех же ''явистов'' не отстаю. В 2003 году, на одном из байкерских слетов, что,заметьте, было большой приятной неожиданностью для меня, получил приз в виде карточки на бензин ''за лучшую переделку мотоцикла с двухтактным двигателем''. Наматываю третий сезон на любимой ''Макаке''. Вырос из нее, как мальчик вырастает из детских штанишек, не хватает мощности, да и габариты не те. Зато нигде не чувствую внутренней ущербности относительно внешнего вида. Везде, где бы мне ни пришлось побывать — море внимания и заинтересованности, как со стороны мотоциклистов, так и зевак. И, напоследок: маленькое пожелание для тех, кому еще предстоит утвердиться в роли народных ''кулибинов'': Люби свой байк, независимо от значка на баке, отбрось все предрассудки, навязанные тебе толпой, мобилизуй все терпение и усердие, что у тебя есть, прояви немного фантазии и получи неизбежный результат — уважение окружающих и классную технику. Автор: Ярослав Стецюк, г. Бровары Фото: автора |