В
"бездорожные" условия глубинки, где я живу, идеально "вписывается"
только один тип мотоцикла - эндуро. Отечественных аппаратов этого класса
в продаже нет и не предвидется. О покупке японского думать не
приходится - слишком дорог.
Можно купить "Ижа", "задрать" переднее крыло, наварить задние
амортизаторы и гордиться: "У меня эндуро". Но таких, с позволения
сказать "вездеходов", полным полно. Если уж делать - так делать. Нашел
раму и переднее колесо от "Минска", переднюю вилку и заднее колесо от
"Восхода". Собрал, оценил: нет, пока это всего лишь "скелет".
Треугольное соединение труб под седлом переделал с таким расчетом, чтобы
образовалось достаточно места для моноамортизатора. Опустил середину
рамы вниз, а заднюю часть задрал, чтобы, находясь над центром рамы,
можно было легко доставать ногами до земли, но при этом у заднего колеса
было бы место для перемещения. Нижнюю часть рамы переварил так, что
рама стала полудуплексной, а к низу рулевой колонки подвел от середины
рамы еще одну усиливающую трубу. После всех переделок раму не узнать.
Мысль установить отечественные мотоциклетные амортизаторы отбросил
сразу: толку от них никакого. На настоящем эндуро должен быть установлен
моноамортизатор. За основу взял задний амортизатор от ВАЗ-2121 - по
длине он подошел идеально. Да и работает - не сравнить с продукцией
мотопрома. Пружину использовал от Honda. Изготовил систему регулировки
жесткости. Задний маятник сделал сам - деталь длиннее штатной на 10 см.
Когда рама и подвеска были готовы, занялся колесами. Заднее 16-дюймовое
от "Восхода" с его огромным барабаном портило весь вид мотоцикла. Я
решился на отчаянный шаг: изготовить новую ступицу под дисковый тормоз.
Получив у токаря заготовку, выточенную по моему чертежу, вручную
разметил и просверлил отверстия под "минские" спицы. Несмотря на то, что
ступица стальная, колесо полегчало на 1 кг. Окрыленный успехом,
проделал то же и со ступицей переднего колеса, но вместо стали
использовал алюминий. Конечно же, колесо получилось еще легче.
Настал час, когда пришлось подумать о дизайне - а ведь я в жизни этим не
занимался. Воспользоваться готовыми "минскими" деталями? Или клеить
самому? Рискнул - взялся клеить. "Ваял" детали капотировки из
стеклоткани с эпоксидной смолой. И не пожалел.
Какие могут быть варианты внешности? В нашем городке ничего, кроме
отечественной техники, в глаза не видели, единственный источник
информации - журналы и каталоги. Приглянулся мне на картинке один
Kawasaki. Сел к компьютеру, сделал чертеж мотоцикла в программе Autocad -
и взялся превращать виртуальную модель в реальный мотоцикл. Изготовил
крылья, обтекатели, помучился с бензобаком. Мало того, что он
пустотелый, - в нем ведь еще и горловина, плюс элементы крепежа
воздухозаборников, крепеж к раме… Результат превзошел ожидания: вся
облицовка мотоцикла весила 4,5 кг (!) против стандартных 15. Запас
прочности вполне достаточный (уже проверил в аварии).
Но - вот что значит дилетант! - не вписалась заготовленная еще в начале
работ "восходовская" передняя вилка. Спасибо Ижевскому заводу за то, что
наладил выпуск лицензионных гидропневматических передних вилок - будто
специально для моей конструкции. Вместе с вилкой купил тормозную
"машинку" и суппорт от "Ижа". Только штатный тормозной диск не подошел -
пришлось выточить. А вот с задним тормозом не все было так гладко. В
конце концов, выручили новосибирские картингисты - подарили главный
тормозной цилиндр от карта, а суппорт и тормозной диск изготовил сам.
Минский двигатель прост и вынослив, да мощности в нем маловато. Снова
воспользовался советами картингистов. Расточил впускное и выпускное
окна, устранил погрешности литья в продувочных каналах на стыке между
цилиндром и картером - уступ в некоторых местах доходил до двух
миллиметров! Подрезал головку цилиндра под 92-й бензин. Установил на
игольчатом подшипнике поршень с одним стальным кольцом. Карбюратор -
Jikov 2928. За основу глушителя взял резонатор от кроссового CZ, только
развернул колено в нужную сторону. На выходе установил прямоточный
глушитель собственной конструкции…
После доработок двигатель не узнать! Резкий подхват с "низов", набор
оборотов без провалов, взрывная динамика! Прибавка мощности максимальной
скорости не добавила из-за того, что увеличил передаточное отношение
главной передачи. Но эндуро - не спортбайк, и 90 км/ч ему вполне
достаточно. Хотел увеличить тягу и цели достиг - мотоцикл может
тронуться с 3-й передачи, и любой подъем ему нипочем.
Что же касается электрооборудования, то, как ни смешно, самой трудоемкой
работой оказалась переделка тахометра от Toyota Carina. He так просто
заставить прибор, рассчитанный на работу с 4-цилиндровым 4-тактным
двигателем и собранный из незнакомых радиодеталей, правильно показывать
частоту вращения 1-цилиндрового 2-тактного мотора. Установить 90-ваттный
генератор от мотоциклов ковровского завода с сопутствующим ему
комплектом электрооборудования было гораздо проще.
Результатами не могу быть недовольным. Подвеска вышла энергоемкой - для
нее как бы не существует кочек и ухабов. Мотоцикл маневренный, легкий и
устойчивый. Одним словом - эндуро.
Привезли мы с отцом его на мотофестиваль в Новосибирск, поставили на
самом видном месте. Сидим, ждем, когда начнут собираться зеваки. Ничего
не можем понять - ну хоть бы кто полюбопытствовал! Лишь ближе к вечеру
подошли ребята и спрашивают: "Че это вы на Kawasaki мотор от "Минска"
установили? У вас че, бабок на "родной" не хватило?..". Тогда мы все
поняли. После того, как разъяснили что к чему, к нам хлынул народ,
многие хвалили. Приятно наблюдать, как отвисают челюсти.
При копировании материалов с данного сайта,ссылка на главную страницу обязательна!
Если Вы претендуете на авторство изложеных здесь материалов - сообщите об этом в "Обратную связь".