Мы продолжаем рассказ о подготовке к соревнованиям по картингу в классе «Союзный» 125-кубового двигателя дорожного мотоцикла «Минск».
Технические требованияразрешают применение на картах класса «Союзный» коробок передач от спортивных модификаций минского мотора — кроссовой и шоссейно-кольцевой. Но большинство спортсменов используют коробку серийного дорожного двигателя, о которой и пойдет речь. Надежность серийной коробки передач (КПП) может быть обеспечена только при аккуратной эксплуатации (переключениях с полным выжимом сцепления и т. д.) и правильной регулировке.
При этом желательно внести изменения в конструкцию диска 8, дабы приблизить его к вилкам переключения 5 и 7 (рис. 1) и, таким образом, уменьшить зазор А, то есть обеспечить более полное зацепление диска с цилиндрическими выступами на вилках переключения.
Чтобы снять диск с оси, надо срезать ее шляпку. Для этих целей подходит токарный станок, оборудованный патроном с прямыми кулачками диаметром не менее 250 мм (при этом опорная пластина диска умещается между кулачками).Сняв диск с оси, под него подкладывают шайбу толщиной 0,5—0,7 мм, а под болт крепления Мб — шайбу фигурную, чтобы он свободно вращался (см. рис. 1). После сборки необходимо проверить взаимное положение диска 5 и фиксатора 7 (рис. 2). Острые кромки выступов, покоторым работает шарик фиксатора, округляют радиусом 4—5 мм.
Кстати, с диска желательно удалить пластину, включающую сигнальное устройство (см. рис. 1) нейтральной передачи. А шлицевой конец вала 9 (см. рис. 2) заранее доработать под установку имеющегося рычага переключения.
Затем на КПП без валов, шестерен и вилок проверяют работу механизма переключения. Диск 5 (см. рис. 2) должен поворачиваться на необходимый угол, соответствующий включаемой передаче, одной из собачек—11 или 13. Надо убедиться,что при вращении вала переключения передач 9 (см. рис.2) собачки подводят диск точно к необходимому положению. Иными словами, чтобы на каждой из передач диск занимал окончательное положение именно под действием собачек, а не благодаря давлению на выступы шарикового фиксатора 7. Это условие не распространяется на положение диска, соответствующее нейтральным передачам. При необходимости механизм переключения регулируют доработкой упоров пластины диска 5 (см. рис. 2).
Далее в невращающихся центрах при помощи стрелочного индикатора проверяют биение первичного 3 и промежуточного 27 валов (рис. 3). Оно не должно превышать 0,05 мм.
В случае установки самодельного сцепления (см. АМС, 1992, № 5) следует на отрезном" круге укоротить на необходимую величину резьбовой конец первичного вала.
Контролируют также и рабочие плоскости зацепления боковых кулачков. С осью вала они должны составлять угол 3—5° во избежание самопроизвольного выключения передач (см. рис. 1). Если это необходимо, плоскости дорабатывают алмазным надфилем, шлифовальным кругом, а острые кромки скругляют.
Некоторого усовершенствования требует посадка шестерни первой передачи 30 на промежуточном валу 27 (см. рис. 3). На высокооборотном двигателе из-за большой разницы угловых скоростей вращения вала и шестерни, а также недостаточной твердости рабочих поверхностей шестерню 30 может заклинить на валу. Простейший выход из положения — уменьшить диаметр рабочей поверхности вала на 0,05—0,1 мм с помощью абразивного бруска в токарном станке. При этом посадочное место шестерни делают бочкообразным. Более основательное решение проблемы — установка бронзовой втулки или игольчатого подшипника.
Регулировку зацепления боковых кулачков проводят на собранной КПП со снятой крышкой. Начинают с про
верхи зацепления пары шестерен 29 и 30 (см. рис. 3). При включенной первой передаче между вилкой 1 (см. рис. 2) и шестерней 29 (см. рис. 3) должен существовать зазор. В противном случае (если шестерни прижаты одна к другой усилием вилки) под пластину крепления диска 5, которая притянута к корпусу винтами 4 (см. рис. 2), устанавливают прокладки из фольги до образования зазора.
Чтобы проверить полноту зацепления при включении остальных передач, необходимо измерить боковые зазоры между шестернями 4, 7, 8, 29, 28 (см. рис. 3). Для этого к ним по бокам прилепляют пластилиновые шарики диаметром около 4 мм. Затем закрывают крышку КПП, установив под нее прокладку, которая будет использована в дальнейшем. С этой крышки снимают корпус сальника 16 (см. рис. 3) и осаживают подшипники 9 и 25 так, чтобы осевой люфт валов КПП был в пределах 0,2—0,3 мм. Установив необходимое для сохранения этого зазора количество регулировочных прокладок 11, 12 и 23, 24 (см. рис. 3), закрывают крышку 16.
Затем, вращая валы рукой, последовательно включают все четыре передачи и вновь разбирают КПП. Реальные боковые зазоры между шестернями определяют, измеряя толщину сплющенных пластилиновых шариков.
Если зазор больше 1,0 мм или, наоборот, практически отсутствует, необходима регулировка.
В случае, когда зазор между шестернями 4 и 7 (см. рис. 3) слишком велик, на необходимую глубину следует проторцевать шестерню 4 со стороны упорной шайбы 5. Торцуют шестерню по диаметру чуть большему наружного диаметра упорной шайбы 5, чтобы она могла углубиться в тело шестерни. С другой стороны, между шестерней ведущего вала 3 и шестерней 4 (см. рис. 3) устанавливают стальную каленую (!) шайбу. Ее толщина равна глубине торцевания, а наружный диаметр должен быть меньше диаметра впадин шестерни ведущего вала 3.
Если же зазор между шестернями 4 и 7 отсутствует, шестерню 4 торцуют со стороны шестерни ведущего вала 3. А вместо упорной шайбы 5 (см. рис. 3) изготовляют новую (разумеется, стальную каленую), утолщенную на необходимую величину. Аналогично регулируют боковой зазор зацепления шестерен 28 и 29.
Зачастую бывает слишком велик зазор между шестерней 7 и валом 8 (см. рис. 3). Для его уменьшения вал 8 торцуют по плоскости упора в шлицы вала 3. Причем если в процессе регулировки КПП понадобилось обрабатывать вал 8, то необходимо еще раз отрегулировать осевой люфт первичного вала. При сборке пружинных
колец 6 обязательно проверяют легкость вращения и осевого перемещения шестерен на валах. Даже незначительный 4 и 28 (см. рис. 3) натяг может привести к самопроизвольной разборке узла.
При снятии-установке пружинных колец 6 требуется особая аккуратность. Обычно эти операции проделывают двумя тонкими отвертками, закрепив вал в тисках. Кольца снимают и надевают с минимальными деформациями, проверяя надежность их фиксации в канавках.
После регулировка КПП следует убедиться в четкости включения передач и легкости вращения шестерен и валов. В случае каких-либо заеданий необходимо обязательно найти причину и устранить.
По выполнении этих работ коробка передач готова к установке в картер при сборке двигателя
При копировании материалов с данного сайта,ссылка на главную страницу обязательна!
Если Вы претендуете на авторство изложеных здесь материалов - сообщите об этом в "Обратную связь".