Если бобберы – тренд уходящий, а кафе-рейсеры сейчас, что называется, на пике моды, то мода ближайшего будущего… нет, скажу осторожнее: основная восходящая тенденция – внедорожная тема.
Во
всех ее проявлениях, от скремблеров и стрит-трекеров до кроссовых
покрышек и рулей с перемычкой на самых что ни на есть чопперах. В самых
разных сочетаниях, включая ну совсем, казалось бы, несочетаемые.
Прыщавые покрышки на «биг-твине» – понта ради или пользы для? А вот не
скажу! Поскольку сам не понимаю, чего здесь больше. С одной стороны –
как говорит к месту и не к месту моя теща, «абсурд до предела». Но
эклектика в кастомайзинге (да и в тюнинге тоже) всегда была почитаема.
Хотя бы потому, что грамотный фьюжн – удел немногих мастеров. Тут ведь
как: просочетал все правильно и со вкусом – восторг и наличман (или,
выражаясь по-научному, крупнолистовой цветной откат) от клиентов
гарантированы; чуть ошибся – убийственное клеймо «кал-хоз» долго будет
сиять на твоем незадачливом лбу. И чем контрастнее сочетание – тем
эффект (или, соответственно, вероятность наловить несвежих
помидорчиков) больше. А что может быть контрастнее, нежели общая
композиция мотоцикла, рожденного для гладких бесконечных хайвэев – и
элементы аппаратов, созданных для г… грязи?
Впрочем, не модой единой жив чопперист. Есть в новой моде и
практический резон. Все же многим таким аппаратам – особенно тем, что
чересчур хардкорны для дальнобоев по хайвэям, но недостаточно гламурны,
чтоб ездить только от трейлера к подиуму и обратно – приходится помногу
передвигаться по грунтовым площадкам всяческих байк- и кастом-пати,
вроде нашенских «Малоярославца» и «Автоэкзотики». А там немал соблазн
отвинтить ручку, поразив нетрезвых дружбанов эффектным дрифтом прямо
посреди палаток с портвейном да бутылок со спальниками. Так что «злая»
резина, кроссовые рули и прочий офроуд-антураж еще и подспорье в
главной миссии кастомайзера – создании вау-импульсов в густонаселенном
понимающей публикой пространстве. Особенно, если кроссовая покрышка
надета на карбоновый обод…
Некоторые кастомайзеры пошли еще дальше в грязь (настолько, что ни
одним трактором не вытащить) – и сваяли кастомы ну совсем на
«грунтовую» тему. Из свежих экспириенсов уместно вспомнить Тодда
Силикато: на его аппарате спортстеровский движок вставлен в шасси,
вылепленное строго по канонам современных спидвейных мотоциклов –
вплоть до короткорычажной вилки и характерного заднего крыла. Вот
только база поболе, фара имеется, задний тормоз наличествует (хоть и
объединен с ведомой звездочкой), седло имеет-таки пружины да
отсутствует горизонтальный брызговик. Последнее логично: на таком
кастоме нужно не минимизировать поток грязи из-под заднего колеса, а,
напротив, щедро пескоструить зевак и их мопеды.
По новой моде начали выступать – правда, пока в эпизодических масштабах
– даже весповоды! С каждым пати и кастом-шоу все больше бывших
скелетонов и cut-down«ов, переобутых в кроссовую, или, на крайняк,
«универсальную» резину, обрезанными а-ля кросс (или же как у
авиадесантируемой Vespa T.A.P.) передними крыльями, а частенько и
торчащими вверх оконечностями «саксофонов». И хотя о возрождении
«грязных гонок» речи еще не идет (хотя как посмотреть – стартовый
список на ледовом побоище в Линце с каждым годом все внушительнее),
тенденция, как говорится, на лице.
Но все эти изыски – писи сиротки Хаси рядом с растущим, как на дрожжах,
поголовьем крупного зубастого скота, именуемого скремблерами. Очередная
волна рысканья по закоулкам гаражей вытаскивает на свет божий и эндуры
70-х, и BSA 50-х, и кроссовые аппараты. В ход идут даже такие уникумы,
как рамы Metisse (состарившиеся, но еще бодрые братья Рикманны под это
дело даже возобновили производство, выкупив с помощью анонимного
спонсора старые цеха) – как и встарь, с британскими движками. Впрочем,
все чаще в качестве базы выступают мотоциклы вполне современные. Причем
не только стилизованные «под старину», как Triumph Thunderbird, или ею
и являющиеся, вроде Royal Enfield и Sportster (вы удивлены таким
вариантом перевоплощения «Харлея-для-бедных»? Я - нет!) – но и,
казалось бы, совсем неподходящие для «грязификации» среднекубатурные
родстеры. Причем, не без резона рассуждая, что Машу каслом не
испортишь, в некогда устаканенные каноны стиля успешно внедряется и
«линзованная» оптика, и моноподвески, и даже «прямотоки» с карбоновыми
корпусами. Все же внедрить контрастный элемент – вариант безошибочный,
в отличие от рискового фьюжна, особенно когда тот не замешан на прямом
противопоставлении «враждебных» стилей.
Интерес к скремблерам начал возрождать и забытую моду на ретромотарды.
Напомню, что данные чудища строятся одним из двух способов. Первый –
мотардизацией (часто с использованием литых колес и короткоходных
подвесок) скремблеров либо эндур 70-х вроде ХТ500. Либо же «обычный»
мотард обвешивается баком, седлом и прочими вкусностями родом из
60-70-х – благо UFO по сей день выпускает олдскульные «обвесы» для
эндур и кроссачей 70-х. В обоих случаях эффект получается не для
широкой публики, но люди понимающие оценивают такой аппарат по
достоинству. А Джесс Рук и Гард Холлингер построили… кастом-мотарды с
«инчевыми» движками. Причем в первом случае на месте заднего цилиндра
компрессор и коробка передач, во втором силовой агрегат на месте, зато
задняя подвеска на двух амортизаторах, а спереди – спрингер.
На волне всенародной любви к грязи всплыли и дерт-трекеры, срочно
переименовавшиеся в стрит-трекеры. Впрочем, они особо никуда и не
девались, прекрасно себя чувствуя в своих клубных резервациях.
Характерное для стиля полутораместное седло в сочетании с широким и
высоким (прямо как у рокерских «Яв» 80-х) рулем, мелкой фарой и
скремблерными «концами» регулярно всплывают на тюненых классиках, не
говоря уже о Sportster (с гоночных версий которых все и пошло), а в
крайние годы добрались и до харлеевских «биг-твинов». Смотрится
последнее, надо сказать, не хуже кафе-чопперов, а строится проще. К
тому же никакой эклектики здесь нет, все каноны стиля отточены
десятилетиями. А значит, никакого риска «не угадать» с пропорциями и
сочетанием трудносочетаемого, что грозит переименованием тебя из
«кастомайзера славного» в «калхозника презренного».
С другой стороны, риск этот не только чреват, но и заманчив. И желание
поэкспериментировать, миксуя стили и эпохи, регулярно западает в сердце
как матерых кастомайзеров (ну да, Роланд Сэндс и тут регулярно
отмечается, как и Джесс Рук, и австралийцы из Deus), так и амбициозной
школоты. Хиллклимберы из TW200, помесь ретромотарда с каферейсером из
KLR650, «ниггер-чоппер» из CR250, чоппер-трекер-мотард из SR500… Самые
безумные идеи встречаются на ура уже не только жюри кастом-шоу, но и
вполне респектабельными клиентами вроде Билли Джоэла (владельца, к
слову, собственного кастом-ателье, но при этом не брезгующего
заказывать аппараты для себя на стороне). А потому прогресс
продолжается, и смею надеяться, что из нынешней пока что мутноватой
волны «офроудизации» вырастет не одно направление в кастомайзинге, а
может, и в дизайне. Что поделать, кризис жанра в «большом» мотопроме
многих производителей вынудил заимствовать свежие идеи «на улице».
Свежайшее чему доказательство – самый что ни на есть дерт-круизер,
красовавшийся на недавнем миланском мотосалоне на стенде Husqvarna.
Чем
примечательна «грязная тема», так это своей демократичностью. В
качестве «донора» пойдет любой самокат – от гламурного Bonneville до
прогнившего в дальнем углу гаража RD350. Не говоря об эндуро и
кроссачах 70-х, не все ошметки которых распались на атомы…
При постройке скрэмблера необязательно придерживаться правил и догм. Забористый фьюжн лучше занудного канонизма.
Не удержался от соблазна грязно помиксовать и Роланд Сэндс. И не только помиксовать, но и подрифтовать, и поскакать…
Дёрт-трекер, скрэмблер, эндуро… Да какая разница, лишь бы на проселке смотрелось уместно и на стоянке нестыдно и нестадно.
При копировании материалов с данного сайта,ссылка на главную страницу обязательна!
Если Вы претендуете на авторство изложеных здесь материалов - сообщите об этом в "Обратную связь".