О взаимоотношениях мотоциклистов и водителей на дорогах мы говорили с Виктором Введенским, старейшим байкером Москвы, ветераном мотоспорта и коллекционером мотостарины, в эфире на радио «Комсомольская правда» (97,2 FM). - Виктор Сергеевич, с чем вы связываете тот факт, что обвинения в адрес мотоциклистов стали звучать все чаще? Могут ли мотоциклисты не создавать проблем на дорогах? - Я не знаю, кому жалуются водители автомобилей. Лично нас, когда мы едем на мотоциклах, никто из водителей автомобилей не останавливает и не выражает свои претензии. - Да вас остановишь? Под 200 – хлоп! – и нет вас. - Если бы мы могли ездить под 200, то претензий у автомобилистов наверняка не было бы. Это значило бы, что дороги совершенно свободны, и проблем между водителями автомобилей и мотоциклистами не существует. А раз они существуют, это говорит о том, что в Москве очень трудно ездить. Вы думаете, у мотоциклистов нет претензий к водителям автомобилей? Конечно, есть. - В чем они заключаются? - Как мне кажется, это некое враждебное отношение водителей автомобилей к мотоциклистам, потому что те якобы могут проехать везде. Им очень страшно, что мотоциклисты отобьют им зеркала или поцарапают автомобили. В последние годы стала заметнее тенденция, что водители, увидев в зеркало заднего вида мотоцикл, стараются дать возможность проехать байкеру. А были такие моменты, когда этого не было вообще. То есть мотоцикл далеко не все воспринимали как полноценную транспортную единицу. Поэтому, если ты едешь на мотоцикле в центре ряда и один, то никогда водитель автомобиля не позволит себе ехать за тобой. Он обязательно встанет рядом, таким образом тебя будут вытеснять направо и налево. Попросите водителя мотоцикла в тяжелом трафике проехать в центре ряда одному. Этого не получится никогда. Естественно, нам приходится вылезать в полосу между автомобилями, а это всегда сложно и неприятно. С 1965 года начал принимать участие в мотокроссах в классе мотоциклов 125 - 175 см3 в юношеском разряде, довольно быстро стал членом сборной СССР. В 1979 году иммигрировал в США, вернулся в страну во время горбачевской оттепели. | - Виктор Сергеевич, вы для себя воспринимаете мотоцикл как средство повседневного передвижения? Не как образ жизни, не как способ проехать время от времени из пункта А в пункт Б, а именно как средство передвижения. Если говорить о Москве, можно использовать мотоцикл повседневно? - В начале 60-х годов у нас не было возможности приобретать автомобили, и мотоцикл был вторым или третьим транспортным средством после велосипеда и мопеда. Автомобилей было очень мало, купить их было невозможно. Поэтому мотоцикл был постоянным транспортным средством. Но сейчас вряд ли найдешь такого человека, кто ездит летом на мотоцикле, у которого не было бы автомобиля. Поэтому мотоцикл в некоторой степени перешел в другой разряд, в демонстрацию своего отношения к тем или иным вопросам жизни. Мотоцикл - это модно, стильно, круто, не каждый человек сядет на мотоцикл. Это еще одна возможность показать себя людям. Мотоциклы сейчас очень красивые, выбор - исключительный. И я думаю, вряд ли мы найдем таких людей, которые ездят на мотоцикле и только на мотоцикле, а зимой ездят на общественном транспорте. - Для той же Италии, наверное, это нормально. У них и трафик другой, и климат другой, и дороги другие, и отношения на этих дорогах друг к другу другое. - Абсолютно верно. Во многих странах категорически запрещено ездить на мотоцикле между рядов, то есть по разделительной полосе. Только в России на это закрывают глаза – как Госавтоинспекция, так и все остальные. В той же Америке это категорически запрещено. Там разрешается ехать двум мотоциклам в одном ряду, как, собственно, и в России. Но ехать между рядами, когда весь поток автомобилей стоит на светофоре, пробираться, прокрадываться категорически запрещено, это большое нарушение. - Что вы предлагаете сделать, чтобы культура вождения, отношения мотоциклистов и автомобилистов друг к другу стало более ровным? - К сожалению, инциденты всегда будут и, возможно, будут заканчиваться смертью. В начале этого сезона было несколько смертей. Но я думаю, что здесь надо делать подвижки с обеих сторон. Сейчас, когда стоит плотный поток автомобилей, водители стали смотреть в боковое зеркало. Это помогает. Многие люди ездят на мотоциклах с очень громким выхлопом. Это тоже помогает. Все считают, что мотоциклисты ездят агрессивно. Поверьте, этого нет. Мы, когда едем между машинами, мы думаем о том, как бы сохранить себя, свой мотоцикл и не навредить никому. Если кто-то действительно думает, что мотоцикл совершенно спокойно может ехать между рядов и отшибать зеркала у дорогих иномарок, то это полная ерунда. Первое столкновение рулем о зеркало приведет к падению мотоциклиста. Поэтому мы стараемся никакого касания мотоцикла об автомобиль не допускать. Если какое-то касание произошло, это повлечет за собой большие неприятности. Поэтому я считаю, что всем надо более уважительно относиться друг к другу. - Может быть, просто знать друг о друге? Водитель должен знать, что цель мотоциклиста – не понтоваться перед ним: вот ты стоишь в пробке, а я со свистом пролетаю, - а проехать, не причинив никому вреда, помех и т.д. А мотоциклист должен знать, что водители бывают разные – кто-то смотрит в зеркала, кто-то не смотрит, кто-то может выйти, распахнув дверь... - Все прекрасно знают проблемы на МКАД. Почти на всем периметре МКАД с левой стороны в разделительного барьера есть такая полоса шириной приблизительно в метр. Мотоцикл там проезжает достаточно спокойно. Я считаю, что если трафик полностью стоит, то скорость мотоциклиста не должна превышать 30-35 км/час. Если автомобильный трафик движется со скоростью 10-15 км/час, то мотоциклу не рекомендуется ехать со скоростью более 50 км/час. По моему мнению, скорость мотоциклиста больше чем 30-35 км/час скорости основного потока не должна быть. И когда ты видишь, что весь трафик стоит в левом ряду, а кто-то на спортбайке рассекает 80-90 по этой узенькой дорожке, то понимаешь, что это уже излишне экстремальная езда. Если машины стоят, то мотоцикл никоим образом не задержит автомобильный поток, если он проедет в этом узком ряду. Но, как часто мы видим, едет кто-то на крутой машине, залезает в этот левый ряд, и когда сзади собирается 5-6 мотоциклов, даже и их не пропускает. И нам приходится ползти за этими машинами. Я не считаю, что мотоциклам нужно дать полный приоритет, преимущество. Но жить вместе придется, и придется каким-то образом друг друга уважать. Звонок радиослушателя. Лариса Михайловна: - Еду в машине, и буквально секунду назад мотоциклист задел мое левое зеркало. Я двумя руками за все вышесказанное, призываю и водителей, и пешеходов, и мотоциклистов быть добрее друг к другу. - Лариса Михайловна, вы сказали, что было столкновение с вашим зеркалом. Вы с ним столкнулись или он с вами? - На Садовом кольце все машины стоят, он пробирался между рядами. Не надо ездить между рядов. - К сожалению, это абсолютно неизбежно. - Это бескультурно. - Это безысходность, а не бескультуность. Большинство мотоциклистов, которые садятся летом на мотоцикл или на маленький скутер, который не требует водительского удостоверения, делают это от безысходности, потому что проехать в Москве практически невозможно. Лариса Михайловна, вы видели мотоциклиста в зеркало? Он ехал быстрее вас? - Нет, он пробирался. - Если бы вы его заметили, вы бы подвинулись правее, чтобы он проехал? - Невозможно подвинуться. Там четыре ряда, а машины стоят в шесть. - И такие моменты бывают часто. Если дорога была бы размечена нормально, такого бы не было. Конечно, когда слишком узкий просвет, туда соваться не следует. Когда кто-то дотрагивается до зеркала, виноват тот, кто дотронулся. Звонок радиослушателя. Артем Степанович: - Что касается езды по трассе, я всегда уступаю мощным мотоциклистам, у которых скорость достигает 180 км/час. Всегда уступаю, потому что мотоцикл менее неустойчив, и вообще это элемент культуры. Если ты едешь медленнее, будь любезен, уступи. Что касается езды в городе. Я не согласен с оппонентом ведущего. Во всех европейских странах полосы несколько уже, чем наши. Мотоцикл является таким же средством передвижения, как автомобиль, и они там движутся вслед за автомобилями, и никто их не подрезает. Сам я всегда в городе смотрю в зеркала, и если есть возможность, я даю мотоциклу возможность проехать. - Что вы предлагаете в плане улучшения этой ситуации? - Очень много невоспитанных людей. И все наши беды от этого. Надо воспитать гаишников, чтобы потом они стали воспитывать участников дорожного движения. - А кто будет воспитывать гаишников, как не сами водители? Быть может, их начальство? - Наш сегодняшний гость несколько лет прожил в США. Я вижу разного рода мотоциклистов, они на разных классах мотоциклах, по-разному одеты, у них разная манера езды. Вот те парни, которые ездят на чопперах, те парни, которые ездят на здоровых крузерах, которые носят жилетки, одеты в бандану, «казаки», как вы считаете, на нашей российской почве их образ нормален, уместен? - Скажите, по-родному это выглядело бы, если кто-то на дорогом мотоцикле ехал в кирзовых сапогах? Байкерская культура приходит вместе со всем, что приходит в Россию с Запада в последние 20-25 лет. И это вполне естественно. Это стиль, так принято во всех странах. Если человек воспринимает себя байкером, он покупает соответствующий мотоцикл, общается с людьми, с которыми ему интересно общаться и по духу, и по стилю, и по жизни. Естественно, он будет стараться одеваться так же, как одеваются байкеры во всем мире. Я считаю это вполне нормальным. Человек, который ездит на спортивном мотоцикле, одевает специальный костюм, который позволяет ему проехать и в дождь, и в слякоть, и в снег, и где-то по бездорожью. Но такой же костюм не наденет человек, который едет на Harley-Davidson, Honda Gold Wing. У них свои собственные принципы, стили одежды. Сейчас в продаже одежды, как и самих мотоциклов, достаточно для любого стиля мотоциклистов. Поэтому люди одеваются соответственно. - А вы на каком мотоцикле предпочитаете ездить и как предпочитаете одеваться соответственно ему? - Если я еду на спортивном мотоцикле класса эндуро или участвую в гонках, то одеваюсь соответственно или как того требует регламент соревнований. Я смотрю с уважением на всех людей, которые ездят на любых мотоциклах. Но мне жалко людей, которые ездят на спортивных мотоциклах, которые обязаны носить недавно вошедшие в моду спортивные кожаные комбинезоны. С таким «горбом», который уменьшает аэродинамические завихрения. Представляете, как такой человек выглядит, когда войдет в какое-то уличное кафе и снимет шлем? Выглядит немного неуклюже. Когда человек на таком мотоцикле пробирается через пробки на первой передаче, это тоже выглядит неуклюже. Потому что такой костюм требует больших скоростей, больших просторов, какого-то соревновательного стиля езды. А человек, который ездит в джинсах и обычных сапогах, он поставит мотоцикл, зайдет в какой-то бар, клуб, и совершенно не будет отличаться от людей, которые носят такую же одежду. Андрей ГРЕЧАННИК, KP-AVTO.RU |