Мотоци́кл —
двухколёсное транспортное средство, с коляской или без неё, имеющее
максимальную массу не более 400 кг и/или двигатель с объёмом более 50
см³ в случае двигателя внутреннего сгорания (и/или номинальную мощность
более 4 кВт в случае электродвигателя. Впрочем, нормы различаются в
разных странах.) Днём рождения мотоцикла принято считать 29
августа 1885 года (этим днём датируется патент на мотоцикл). Немецкий
инженер Готлиб Даймлер получил патент на мотоцикл, который был впервые
продемонстрирован в ноябре 1885. Мотоцикл был запатентован как «Повозка
для верховой езды с керосиновым двигателем».
Немецкие инженеры
Готлиб Даймлер и его помощник Вильгельм Майбах построили сегодня «машину
для верховой езды» — велосипед с деревянной рамой и ремённой передачей,
массой 50 кг, с одноцилиндровым бензиновым двигателем рабочим объёмом
264 кубических см, развивающий мощность 0,5 л.с. У заднего колеса с
каждой стороны располагалось по одному маленькому подрессоренному
выносному колесу (все колёса были с железными ободами и деревянными
спицами). Первым решил прокатиться Майбах, и деревянный прадедушка
мотоцикла отправился в дорогу со скоростью 12 км/ч. Возвращения Даймлер
ждал долго, и вот, наконец, они появились. Майбах заглушил мотор, завёл
мотоцикл на место и вздохнул: «Это не машина, Готлиб, это костедробилка.
Я вас поздравляю!»
Мотоцикл в XX веке и в начале XXI века
Изначально мотоцикл представлялся транспортным средством, значительно
более дешёвым, чем даже самый дешёвый легковой автомобиль. Первый
полноценный двухколёсный мотоцикл классической схемы (двигатель в центре
специально сконструированной рамы, а не простой велосипедной
конструкции, как это было принято ранее) был создан в 1901 г. выходцами
из России братьями М. и Е. Вернерами. Ещё до Первой мировой войны, на
которой мотоцикл проявил себя как скоростное средство связи и разведки,
некоторое распространение получили дорогие тяжёлые мотоциклы с
многоцилиндровыми четырёхтактными двигателями, а также с боковыми
колясками.
Однако, по мере распространения в развитых странах
мира массовой автомобилизации, начавшейся в США в 1920-х, в Западной
Европе только в 1950—1960 гг. из-за Второй мировой войны, а в Восточной
Европе и Японии в 1970-80 гг., автомобиль стал доступен широким слоям
населения, что неизбежно привело к значительному падению спроса на
мотоциклы. Соответственно, большинству существовавших мотоциклетных
марок в этих странах пришлось свернуть свою деятельность. Начиная с
1960-х первенство в производстве мотоциклов перешло к японской
мотопромышленности, которая сохранила свои ведущие позиции законодателя
мод и в начале XXI века.
В СССР производство мотоциклов,
приобретшее массовый характер в 1950-х, уже с конца 1970-х искусственно
поддерживалось на высоком уровне (до 1,4 млн мотоциклов и мопедов в 1990
г. — 2-е место в мире после Японии) ввиду значительного отставания
производства и продаж легковых автомобилей, а также завышенных цен на
них, вынуждавших многих потребителей (особенно в сельской местности)
продолжать покупать мотоциклы (особенно мотоциклы с коляской) как
заменители автомобиля. С началом массовой автомобилизации в России,
начиная с 1992 года, происходит катастрофическое падение спроса и,
соответственно, производства отечественной мототехники. Одновременно в
1990-х годах начинается бурный рост китайского мотопрома, всего за
полтора десятилетия увеличившего объём производства (в том числе и за
счёт переноса к себе оборудования ряда обанкротившихся европейских
марок) с нескольких десятков тысяч до десятков миллионов (в 2008 году,
например, произведено 27,5 млн ед. мототехники) и прочно занявшего
положение мирового лидера по объёмам выпуска мототехники. При этом
большая часть китайской мототехники находится в классах до 250 см³, что
позволяет японским маркам до сих пор прочно удерживать свои позиции на
мировом рынке в более тяжёлых и престижных классах мотоциклов (т. н.
супербайков).
В странах Европы на плаву осталось лишь
ограниченное число мотоциклетных марок, во многом поддерживаемое
(особенно в классах бюджетной малокубатурной мототехники) высокими
протекционистскими барьерами и строгими экологическими стандартами. В
США ещё с 1930-х сложилась уникальная ситуация при которой на фоне
тотальной автомобилизации в мотоциклетной рыночной нише сохранились
только две национальные марки Harley-Davidson и Indian (последняя лишь
до 1953 г.), а всю вторую половину ХХ века «царил» бренд
«Харлей-Дэвидсон», создавший моду на мотоциклы типа чоппер и кастом
пользующиеся культовой популярностью в субкультуре байкеров или рокеров.
Чопперы отличаются низкой вертикальной посадкой и передней вилкой с
большим вылетом, что удобно при длительных переездах.
Падение
спроса на обычные мотоциклы объективно обусловило (начиная с 1960-х)
активную специализацию их типажа, спровоцированную, во многом,
различными дисциплинами мотоспорта. Сначала из дорожно-кольцевых
мотогонок родились скоростные мотоциклы типа «стрит» (важнейший признак —
развитые обтекатели и низкий силуэт), затем внедорожные мотоциклы типа
«эндуро» и «триал», пришедшие, соответственно, из дисциплин
«шестидневка» и «триал», в дальнейшем дополненные мотоциклами для
раллийных супермарафонов. Появление в конце 1960-х арочных шин низкого
давления привело к созданию сначала двух- и трёхколёсных, а с 1980-х и
четырёхколёсных внедорожных мотоциклов типа АТВ (квадроциклов). В 1970-х
появились мотоциклы типа «неоклассик», представлявшие собой дальнейшее
развитие традиционного мотоцикла с элементами оформления в стиле ретро. В
дальнейшем получили распространение многочисленные подвиды мототехники,
основанные на данных основных типах мотоциклов.
Отдельную главу
в истории мировой мотоциклетной техники составили мотороллеры (в
англоязычных странах «скутеры»), представляющие собой полностью
закапотированные мотоциклы с вертикальной («стульчатой») посадкой
водителя и площадкой без высокой перемычки для его ног. Первые мотоциклы
такой схемы появились ещё в начале ХХ века, но относительное
распространение получили лишь с конца 1930-х в США, как
«внутризаводское» транспортное средство для передвижения по территории
крупных производственных объектов. Но настоящую революцию в конструкции
мотороллеров произвела в 1946 году итальянская фирма Piaggio («Пьяджо»)
создавшая в рамках конверсии на базе складного авиадесантного мотоцикла
первый полноценный мотороллер Vespa (Оса) с привлекательным дизайном
«кузова» и двигателем сблокированным с задним колесом и подвешенным на
маятниковой подвеске. Данная сверхудачная модель стала законодателем мод
в своём классе и спровоцировала в 1950-60-х настоящий «мотороллерный
бум», утихший лишь с развитием массовой автомобилизации.
В 1979
году японская фирма Yamaha, фактически второй раз возродила класс
«скутеров», создав модель Passol с пластиковыми наружными панелями,
изначально рассчитанный на домохозяек. С этого момента началось
возрождение сегмента мотороллеров, приобретших в последние три
десятилетия повышенную популярность уже как средство преодоления
«пробок» в больших городах. В начале XXI века всё большую популярность
приобретают E-bike — аккумуляторные электровелосипеды и электроскутера,
лидером по производству которых стал Китай.