Смотрите также: Схемы электрооборудования мотоциклов "Минск"
Электрооборудование мотоцикла «Минск» включает в себя системы; зажигания, освещения, сигнализации. Электрооборудование мотоциклов ММВЗ работает на переменном токе. Напряжение в сети 6 или 12 В в зависимости от модели. Источником электроэнергии является генератор переменного тока. Потребители электроэнергии: приборы системы зажигания (высоковольтный трансформатор; электронный коммутатор или прерыватель и свеча), приборы освещения (фара, фонари), фонари-указатели поворотов, звуковой сигнал. К вспомогательным приборам относятся: центральный переключатель с замком зажигания, прерыватель указателей поворотов, выключатель сигнала торможения, переключатели дальнего и ближнего света и поворотов, контрольные фонари-сигнализаторы. Электрическая сеть выполнена по однопроводной системе, т.е. от источника электрической энергии к потребителям подведено но одному проводу, вторым проводом служит рама и другие металлические части мотоцикла. ГЕНЕРАТОР На мотоциклах "Минск" применяется безбатарейная система зажигания на основе генератора переменного тока начиная от модели М1М и заканчивая сегодняшним днём. ммвз 3.111 был последним из семьи "Минск" где применялась контактная система зажигания, а с 1977 года и по сегодняшний день применяется бесконтактная 6V до 1983 г. и далее 12V. Рисунок 1.: а) Г-421. б) Г427
Генератор с контактной (механической) системой зажигания Г-401, Г-411. Состоит из статора, ротора и передней крышки с прерывателем (рисунок 1а). В пазы статора помещено восемь катушек, составляющих четыре самостоятельные обмотки. Они соединены последовательно. Катушки покрыты изоляционным лаком и закреплены на статоре при помощи отогнутых лепестков и шайб. Ротор представляет собой восьмиполюсный магнит, залитый специальным магнитным сплавом. Ротор установлен на конусе правой цапфы и фиксируется с помощью сегментной шпонки и болта М7. Статор генератора установлен в правой части двигателя под крышкой, закреплен при помощи трех болтов. Передняя крышка крепится к статору при помощи двух винтов. На ней монтируются выводные клеммы, конденсатор и пластина прерывателя (абрисная пластина). Начиная с модели 3.1151 (1976) на мотоциклах Минского мотовелозавода стала применяться бесконтактная (электронная) система зажигания, на 3.115 применялся как генератор Г-421 (рисунок 1а) так и Г-427 (рисунок 1б и табл. 2). Электронная система зажигания конструктивно решена на основе генератора переменного тока Г-427 (6 В) или 43.3701 (12 В) и установленного на его крышке индукционного датчика, а также блока коммутатора-стабилизатора КЭТ-1 (6 В) или 262.3734 (12 В). Уход за генератором состоит в проверке клеммовых соединений и регулировке зазора между ротором и стержнем сердечника индукционного датчика. Г-427 устанавливался на мотоциклы моделей 3.115, 3.112, Электронная - система зажигания состоит из двух обмоток генератора (обмотки освещения и обмотки зажигания), индукционного датчика, электронного блока, высоковольтного трансформатора, провода высокого напряжения, подавительного сопротивления, свечей зажигания, проводов низкого напряжения. Генератор 43.3701 рисунок 2., устанавливается на мотоциклы ММВЗ - 3.112.1, 3.11211,3.112.12, 3.113, 3.113.1 3.113.5, В 1995 году заводом освоено производство генераторов маховичного типа моделей ГМ-01.06, Р71 и 92.3701 (более подробное описание) рисунок 3. Указанные генераторы устанавливаются на всех выпускаемых в настоящее время дорожных мотоциклах ММВЗ взамен ранее применявшегося генератора 43.3701. В нем увеличена мощность источника электроэнергии. Если у генератора прежней конструкции она составляла 65 Ватт, то в каждой из перечисленных выше моделей генератора маховичного типа реализуется 90 Ватт. Увеличение мощности генератора позволило обеспечить нормальную работу всех потребителей электроэнергии, установленных на мотоцикле, на всех режимах работы двигателя и почти во всех комбинациях светотехнических приборов. Применяемые на мотоциклах ММВЗ маховичные генераторы моделей ГМ-01.06, Р71 и 92.3701 унифицированы между собой по установке их на двигатель и имеют незначительные конструктивные отличия. В то же время они существенно отличаются от генераторов прежней модели, причем не только по конструкции и по характеристикам, но и по возможности совместной работы с другими узлами электрооборудования. Рисунок 2. 1 - клеммы датчика; 2 - клемма освещения; 3 - ротор генератора; 4 - клемма зажигания; 5 - клемма массы; 6 - статор; .7 - датчик; 8 - статор; 9 - болт крепления ротора; 10 - сегментная шпонка; 11 - цапфа коленчатого вала Рисунок 3. Генератор маховичного типа Подробнее смотрите тут
Блок коммутатор-стабилизатор состоит из двух функционально и электрически не связанных друг с другом частей: коммутатора и стабилизатора напряжения (по цепи освещения и сигнализации). Генераторы Г-427, 43.3701 кроме напряжений освещения отличаются ещё тем что на 43.3701 применена стабилизация питающих напряжений что в свою очередь улучшило работу осветительных приборов и обезопасило езду в тёмное время суток , генераторы Г421, Г-427, 43.3701 по унифицированы по креплению и взаимозаменяемы, поэтому при желании их можно заменить при некотором изменении электросхемы, приёмы их разборки сборки практически одинаковы. Разборка и сборка генераторов Г421, Г-427, 43.3701. Разборка Снятие статора производится после отсоединения проводов и отвертывания трех болтов крепления статора. Чтобы облегчить снятие и установку статора, рекомендуем с помощью ножовки нарезать шлицы под отвертку на головках болтов. А чтобы каждый раз при установке не искать нужное положение статора, рекомендуем перед снятием нанести небольшие метки на его фланце и на картере. После снятия статора если вам необходимо демонтировать и ротор то сначала отворачиваем стяжной болт после чего стянуть ротор с правой цапфы коленвала при помощи лапчатого съёмника. Сборка При установке генератора на двигатель необходимо очистить посадочные места от грязи и прочего мусора особое внимание следует обратить на посадочное место ротора куда случайно может попасть металлический предмет или пыль так как ротор обладает магнитными свойствами. Установленный на цапфе ротор не должен иметь перекосов При эксплуатации а также после проведения каких либо работ с генератором, необходимо проверить и при необходимости отрегулировать зажигание (регулировка зажигания).
В подготовке материала использовались материалы: пособие по эксплуатации и ремонту Мотоциклов "МИНСК"
|