Для точной подгонки к цилиндру поршни по величине диаметра юбки
разбиваются на три группы - 0; 1 и 2, которые собираются с
соответствующей группой цилиндра, индекс выбит на днище (табл. 2.1).
Выбитая там же стрелка с надписью «Выхл.» указывает направление
правильной установки поршня относительно выпускного окна. Следует
помнить, что начиная с модели М-106 положение поршня изменено. Раньше
он устанавливался штифтами назад, к впускному окну, и стрелка «Выхл.»
была направлена от штифтов. На моделях М-106, 3.111 и 3.115 поршень
устанавливается штифтами вперед и стрелка «Выхл.» направлена к штифтам.
Чтобы не сделать ошибки при установке, нужно твердо помнить: на
цилиндры М-106, 3.111 и 3.115 поршень устанавливается штифтами вперед,
к выхлопному окну, а на цилиндры М-105 - штифтами назад, к впускному
окну. Неправильная установка поршня приводит к западанию поршневых
колец в окна цилиндра и их поломке, а иногда к поломке поршня, цилиндра
или обрыву шатуна,
Поршневые кольца служат для уплотнения между поршнем и цилиндром
(компрессии), для равномерного распределения масла по зеркалу цилиндра
и для отвода тепла от поршня. Поршневые кольца не должны иметь осевого
люфта в канавке, так как это вызывает потерю компрессии и повышенный
износ канавок. Зазор между торцами кольца в замке должен быть в
пределах 0,2 - 0,3 мм. Увеличение его приводит к потере компрессии,
уменьшение - к быстрому износу колец и цилиндра.
Поршневые кольца заменяют новыми при неплотном их прилегании к
цилиндру, при износе их по высоте (при работе двигателя имеет место
характерное дребезжание) и в том случае, когда зазор в замке кольца в
рабочем состоянии более 1,5-2 мм.
Прилегание кольца к зеркалу цилиндра определяется визуально. При этом
поршневое кольцо должно прилегать всей рабочей поверхностью к зеркалу
цилиндра не менее чем на 80% длины его окружности. Следует особо
обратить внимание на прилегание концов поршневого кольца. Прилегание
кольца на участках (примерно в 15°) с каждой стороны от замка должно
быть полным или (в крайнем случае) точечным (в виде пунктира). Для
нового поршневого кольца нормальной величиной зазора в замке считается
0,2 - 0,3 мм. Этот зазор проверяется щупом после установки кольца в
цилиндр без перекоса (при помощи поршня) на расстоянии 20 - 30 мм от
его верхнего торца.
При установке нового кольца следует проверить, утопает ли оно в канавке
поршня. Кольцо должно утопать в канавке поршня на 0.1 - 0,3 мм. Для
проверки нужно вставить кольцо в канавку поршня наружной стороной и
прокатить по ней. Заеданий при этом не допускается, а зазор по высоте
между стенкой канавки поршня и кольцом должен быть в пределах 0,05 -
0,1 мм, т.е. лезвие безопасной бритвы, не должно проходить в зазор.
|