Ждете от двухколесника стабильности - "зарядите" камеру сгорания.
Камера сгорания (КС) двухтактника образована донышком поршня (в
положении при подходе к ВМТ) и поверхностью головки цилиндра и схожа с
топкой обычной печки. Здесь процесс осложнен тем, что после каждого
непродолжительного по времени рабочего хода поршня приходится удалять
сгоревшую порцию топливовоздушной смеси, а новую - воспламенить. Помимо
этого система обязана равномерно и плотно загрузить КС "дровами". Даже
бывалый кочегар не справится с такой задачей в одиночку. В двигателе же
нормальное горение обеспечивается несколькими устройствами. Система
зажигания посредством свечи воспламеняет свежую смесь в момент,
соответствующий заданному углу опережения искрообразования. Карбюратор -
"кочегар" приготавливает и подает в цилиндр столько бензовоздушной
смеси и такого состава, сколько требуется на данном режиме работы
двигателя. Качество очистки цилиндра от отработавших газов и наполнения
свежим зарядом зависит от конструкции двухтактника: важно, есть ли у
него лепестковый клапан, каковы размеры кривошипной камеры, сколько
продувочных каналов и какой они формы. Для стабильного возникновения и
быстрого распространения фронта пламени потоку заряда следует придать
форму вихря, омывающего свечу зажигания. Если продувка несовершенна, то в
КС останется часть продуктов окисления от предыдущего цикла, иначе
говоря, раскаленные газы. Разбавленная таким образом смесь будет сгорать
медленно, а без вихревого движения хуже воспламеняться. Понятно, что с
такими "дровишками" мощность и экономичность мотора никудышная.
Для серийных отечественных мотоциклетных двухтактников наиболее
характерны полусферические КС с размещенной в центре свечой зажигания. С
такой формой камеры даже незначительные отклонения в размерах или
расположении впускных каналов нарушают вихревое движение в зоне свечи.
Самому улучшить воспламеняемость можно - провести доводку впускных окон и
каналов цилиндра. Однако эта операция трудоемкая и требует навыка.
Проще создать гарантированный локальный вихрь, если нарезать два
дополнительных канала.
В качестве примера расскажем о доработке КС двигателя "ЗиД-50" мокика "Пилот".
На снятой головке цилиндра по отложениям нагара в КС можно оценить
качество продувки. Если зона, в которой расположена свеча зажигания,
чистая, а изолятор центрального электрода светло-коричневого оттенка, -
продувка в норме. К сожалению, чаще мы видим толстый слой нагара - это
результат плохой воспламеняемости горючей смеси.
Чтобы прорезать вихревые каналы, потребуются конусная шарошка
(диаметром 6-8 мм), небольшая дрель, желательно с регулятором оборотов,
полукруглый надфиль и немного наждачной шкурки. Разметим в КС две оси,
расположенные параллельно ребрам охлаждения цилиндров и пересекающиеся в
центре резьбового отверстия свечи зажигания (фото 1). Контуры
завихрителей разметим напротив друг друга (фото 2). Форма каналов должна
быть серповидной. Широкая часть, входная (шириной 8-10 мм),
располагается на внешней стороне КС и заглублена в тело головки на 2-3
мм. Узкая часть каналов, выходная (шириной 3-4 мм), обращена к
резьбовому отверстию свечи зажигания и заглубляется на 1 мм. Оси выходов
завихрителей желательно сместить относительно друг друга на 1-2 мм. В
этом случае электроды свечи будут лучше омываться встречными потоками
свежей горючей смеси. Черновую обработку каналов проводим шарошкой (фото
3): "идем" от свечного отверстия к краям КС, постепенно увеличивая
глубину резания. Заусенцы и глубокие риски зачищаем полукруглым
напильником. Чистовую обработку, округление краев каналов и сглаживание
мелких выступов проводим мелкой шкуркой. По окончании работ головку
цилиндра промываем от стружки и абразива (фото 4).
Фото 1. Разметка осей камеры сгорания "ЗиД-50".
Фото 2. Разметка контуров завихрителей.
Фото 3. Обработка каналов шарошкой.
Фото 4. Доработанная камера сгорания: в ней появились каналы-завихрители (они обозначены красным цветом).
Перед сборкой двигателя вверните в головку цилиндра свечу зажигания и
тут же проверьте, совпадает ли длина резьбы у бобышки и свечи.
Максимально допустимая разница - не более ±0,5 мм.
Сравнительные лабораторные испытания двигателя "ЗиД-50" проводили на
нагрузочном стенде. Результаты замеров показали, что мощностные и
экономические показатели мотора с серийной и вихревой КС совпадают.
Стабильность воспламеняемости оценили, используя топливо с переизбытком
масла (в четыре раза выше нормы). Свеча зажигания, установленная в
серийную КС, через 15 минут вышла из строя - изолятор центрального
электрода покрылся толстым слоем нагара. С вихревой КС двигатель
устойчиво работал более двух часов, пока не кончился бензин в баке.
Выкрутили и осмотрели свечу: изолятор центрального электрода оказался
чистым, без признаков нагара.
Дорожные испытания также подтвердили преимущества вихревой КС:
двигатель стабильно запускался при низких температурах (-6°С), холостые
обороты стали ровнее, а разгон - динамичней. Максимальные обороты
повысились до 6200 об/мин (по сравнению со штатными 5500).
Вывод: даже если вы убеждены в исправности системы зажигания и
карбюратора, то доработка КС пойдет вашему мотору только на пользу.
Не советуем разбирать двигатель до окончания гарантийного срока - вы лишитесь права на гарантийное обслуживание.
Текст: Александр ЛЕБЕДЕВ, "Мото" и Павел МИХАЙЛОВ, специалист по ДВС, Москва
Фото: Александр ЛЕБЕДЕВ
При копировании материалов с данного сайта,ссылка на главную страницу обязательна!
Если Вы претендуете на авторство изложеных здесь материалов - сообщите об этом в "Обратную связь".