Одна из задач форсировки мотора - повысить его "обороты". Препятствия на
этом пути таятся не только в механике (инерционность деталей цилиндро -
поршневой группы и работоспособность подшипников), газодинамической
системе, но и электрической. На ее доводке и сосредоточим внимание.
Что я сделал со своим "Пилотом"? Прежде всего, проанализировал схему
серийного коммутатора БКС 2МК211. Что в нем ограничивает предельную
частоту вращения коленчатого вала? Оказалось, что выходная емкость
просто не успевает зарядиться. Причина - в принятой схеме удвоения при
которой напряжение в цепи растет поэтапно, заряжая последовательно два
конденсатора. Избавиться от этого недостатка помогает мостиковая схема
зарядки конденсатора (на схеме - С1).
Схема электронного коммутатора и применяемые детали:
Разобравшись с коммутатором, стал искать достойную замену генератору.
Родной "пилотовский" не понравился - считаю, у него чрезмерная масса.
Тогда попробовал поставить тот, что у "Совы", -
практически при такой же массе его мощность, что расходуется на
освещение, больше в полтора раза (90 Вт против 60). В этом генераторе
(80.3701) воспользовался одной из двух катушек - для
полного заряда конденсатора ее мощности вполне хватает. Причем оба
вывода обмотки подсоединил к диодному мосту, минуя массу. Мотор стал
"перекручивать" - свыше 10000 оборотов, но делал это как-то неохотно.
Чтобы разобраться в причине, подключил к выводам датчика осциллограф. На
экране прибора возник целый частокол импульсов: помимо основного,
образуются пять дополнительных. Они ниже по уровню, но на высоких
оборотах вполне могут давать ложные сигналы, и искра начнет проскакивать
2-3 раза за один оборот вместо одного.
Форма импульсов датчиков систем зажигания: а - заводской со встроенным датчиком; б - с выносным датчиком;
1 - импульс в установленный момент зажигания; 2 - "паразитные" импульсы-наводки.
Понятно, что один раз это происходит вовремя, остальные же - "паразитные" разряды, они только уменьшают мощность основного.
Специалисты - электронщики подсказали, что "частит" генератор потому,
что такая его конструкция. Ведь датчик расположен внутри, среди световых
катушек, к тому же на роторе имеется куча магнитов. А потому какие
фильтры в схему не вставишь, все равно от помех не избавиться. Что
делать? "Отделять мух от котлет" - вынести датчик наружу.
С этим возиться не спешил и пробовал использовать генераторы с выносными датчиками от "Минска" и "Карпат".
Работали они получше, количество паразитных всплесков на осциллографе
уменьшилось. Но все равно импульс выходил не идеальным - виновата в том
конструкция датчика. Точнее магнита, который массивный, кольцевой. Так,
методом проб и ошибок пришел к выводу, что нужно ставить выносной датчик
с маленьким "точечным" магнитом. Например, от автомобильного датчика
Холла. Такие датчики отечественного производства (зеленого цвета)
продаются в любом автомагазине.
Крепление к ротору магнита от автомобильного датчика Холла.
Магнит цилиндрический, имеет небольшую конусность. Я его еще немного
доработал на точиле - придал конфигурацию пули с тупым концом.
Обрабатывать магнит следует очень деликатно, не перегревая, иначе он
разрушится. Корпус магнита выточил из алюминия, а "пулю" вклеил
герметиком. Закрепить датчик удобнее всего на внешней поверхности
маховичного ротора генератора "Пилота". Специальную балансировку ротора
не проводил, ведь масса датчика всего-то пять-шесть грамм, это как слону
дробина. В качестве обмотки датчика использовал готовый узел от
генератора "Карпат". Разместил его в нижней части картера, в которой
достаточно места. Установил зазор 1,5 мм и опережение (по маховику) - 20
градусов. Это соответствует рекомендованному заводом-изготовителем
опережению зажигания 1,6 мм до ВМТ. Все дефекты зажигания уже
ликвидированы. Теперь мотор без нагрузки "раскручивается" до 15 000
об/мин, устойчивее работает во всем скоростном диапазоне. Мощность
возросла до 6,8 л. с. на колесе.
Модернизированный маховичек генератора "Пилота" с выносным датчиком.
У меня вчера сдох комутатор, думаю стоит попробовать собрать по схеме, мне кажется что так будет даже надежнее заводского, тем более для моего подпиленого мотора явно не помешает
При копировании материалов с данного сайта,ссылка на главную страницу обязательна!
Если Вы претендуете на авторство изложеных здесь материалов - сообщите об этом в "Обратную связь".